Самолет Як-40 предназначен для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях. Его разработка началась в апреле 1965 г. Первый полет состоялся 21 октября 1966 г. Як-40 стал первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний и первым из советских самолетов получил сертификаты летной годности Италии и ФРГ.

Як-40 - самолет с малой удельной нагрузкой на крыло, с большой подъемной силой, оснащенный тремя двигателями, средний из которых оснащен реверсивным устройством. Самолет может взлетать и садится на грунтовые аэродромы. По внешней компоновке Як-40 представляет собой моноплан со свободнонесущим низкорасположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой и задним расположением двигателей.

Первоначально самолет выпускался с взлетной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полета составляла 710 км (с резервами топлива) Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлетной массой 16,1 т и числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полета.

Модификации

  • Як-40Д - оборудование самолета двумя дополнительными топливными кессонами, позволяющими увеличить общую максимальную емкость заправляемого топлива до 6 тонн. Оборудование самолета системой централизованной заправки с дискретным топливомером для измерения количества топлива в дополнительных кессонах и управления централизованной заправкой. Устанавливается аэронавигационное оборудование для полетов по международным авиалиниям.

  • Як-40ДТС - десантно-транспортный и санитарный вариант;

  • Як-40К - грузопассажирский вариант с максимальной коммерческой нагрузкой в чисто грузовой конфигурации 3200 кг

  • Як-40 "Калибровщик" - вариант для проверки работы наземных радиомаяков

  • Як-40 "Аква", "Лирос", "Метео", "Фобос" и "Шторм" самолеты-метеолаборатории

  • Як-40 - РЭО и Як-40-25 - летающие лаборатории для испытаний и проверки радиоэлектронного оборудования

  • Як-40/М-602 - летающая лаборатория для испытаний чехословацкого двигателя М-602

  • Як-40ТЛ предлагаемый вариант с двигателями Textron-Lycoming LF507-1N (2Х31,1 кН, 2Х3180 кгс)

Характеристики

Модификация   Як-40
Размах крыла, м   25.00
Длина самолета,м   20.36
Высота самолета,м   6.50
Площадь крыла,м2   70.00
Масса, кг  
   пустого самолета   9400
   максимальная взлетная   16000
Внутреннее топливо, кг   3000
Тип двигателя   3 ТРДД Прогресс (Ивченко) АИ-25
Тяга, кН   3 х 14.71
Максимальная скорость, км/ч   600
Крейсерская скорость, км/ч   550
Практическая дальность, км   2000
Дальность действия, км   1450
Практический потолок, м   9800
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   32 пассажира или 2720 кг груза
Hosted by uCoz